МАРК ВАЛЕРИЙ МАРЦИАЛ • ПЕРЕВОДЫ И МАТЕРИАЛЫ
L. IL. IIL. IIIL. IVL. VL. VIL. VIIL. VIIIL. IXL. XL. XIL. XIIL. XIIIL. XIVL. DE SPECT.

epigrammaton l. ii liii


LII ←  → LIV

Vis fieri liber? Mentiris, Maxime, non vis.
Sed fieri si vis, hac ratione potes –
liber eris cenare foris si, Maxime, nolis,
Veientana tuam si domat uva sitim,
5si ridere potes miseri chrysendeta Cinnae,
contentus nostra si potes esse toga,
si plebeia Venus gemino tibi vincitur asse,
si tua non rectus tecta subire potes.
Haec tibi si vis est, si mentis tanta potestas –
10liberior Partho vivere rege potes.

Латышев В. В.


Хочешь свободным ты быть? Неправда, о Максим, не хочешь!
Если же хочешь, вот чем можешь свободу стяжать —
будешь свободен ты если в гостях не захочешь обедать,
если плод вейской лозы жажду твою утолит,
5если смешна тебе утварь блестящая жалкого Цинны,
ежели тогой моей можешь доволен ты быть,
если за парочку ассов Венеру плебейскую купишь,
если под кровлю свою прямо не можешь войти.
Если настолько силен ты, настолько ты мужествен мыслью —
10можешь свободнее жить князя восточных парфян!

Впервые: Латышев В. В., «На досуге», СПб., 1898, с. 65.

Петровский Ф. А.


Максим, хочешь ты быть независимым? Лжешь ты — не хочешь!
Но если хочешь, то что ж? Этого можно достичь;
ты независим коль ты в гостях не обедаешь, Максим,
и утоляешь свою жажду ты вейским вином,
5коль тебе блюда смешны золоченые жалкого Цинны,
коль обойдешься такой тогой какая у нас,
если ты за́ два гроша получаешь доступные ласки,
если под кровлю свою можешь нагнувшись входить.
Если ты волей такой обладаешь и силою духа,
10то независимей ты будешь парфянских царей.

Впервые: Петровский Ф. А., «Марциал. Эпиграммы», М., 1968, с. 76.

Север Г. М.


Хочешь свободным ты стать? Вранье это, Максим, не хочешь.
Если же хочешь, то стать можешь с условьем таким —
будешь свободен в гостях обедать когда не захочешь,
плод вейентанской лозы жажду когда утолит,
5если смеяться начнешь злаченой у Цинны посуде,
нашей доволен простой тогой научишься быть,
парой простую себе Венеру грошей завоюешь,
сможешь в жилище к себе спину пригнув заходить.
Если настолько силен, настолько владеешь ты духом —
10можешь свободнее жить чем повелитель парфян.

3. В гостях обедать. Обед в гостях, приглашение на званый обед в жизни Рима I в. имело «центральное» значение; напр. в плане социального статуса человека многое значило то куда и как часто его приглашали обедать; ср. II XI, II XIV, II XXVII; ср. к II LXIX 1, тж. IX IX 4. ○ Ювенал, V 15—19:

...Ему захотелось
месяца так через два позабытого видеть клиента,
чтобы подушка на третьем сиденье пустой не лежала.
Он говорит: «Пообедаем вместе!» Вот верх вожделений!
Больше чего ж?..

(На третьем сиденье. Нижнее ложе (lectus imus) из трех вокруг стола в триклинии, главном обеденном помещении римского дома. Первое (lectus summus) и третье ложа предназначались для гостей; патрон на третьем обычно размещал приглашенных на данный обед клиентов.)

4. Вейентанской. По названию «Вейи» (город в Италии; в районе совр. г. Рим, 16 км к сев.-вост.).

4. Вейентанской лозы. Veientanum (вейента́н). Сорт вина. Вейентан — одно из самых дешевых вин; входило в «стандартный» класс низших: ватикан (Vaticanum), вейентан (Veientanum), лигур (Ligus), массилитан (Massilitanum). Вина этого класса выдерживались меньше всего (4—6 лет и меньше), и, очевидно, подвергались искусственному старению в дымоходах (в связи именно с ними в основном упоминаются артефакты типа «черных от копоти» сосудов, «горевших в дыму» нектаров, и т.п.). Вейентан был, возможно, худшим даже в этом своем классе; его часто называли просто «отстоем» (faex; напр. I CIII 9) — сравнивая, очевидно, с остатком фильтрации «верхних» вин. Был популярен в среде низших классов, где больше использовался для «запивания» закусок и перекусов (как напр. жареный моченый нут). Ср. I XVIII, III XLIX; ср. тж. с низкокачественными ватиканским (XII XLVIII 14), пелигнским (I XXVI 5, XIII CXXI, XIV CXVI), лалетанским (I XXVI 9, VII LIII 3—10). О винах см. http://www.satyriconliber.net/index.xps?11.6

5. Злаченой... посуде. Chrysendeta; χρῡσένδετος. Сосуды и посуда оправленные в золото и/или с золотой инкрустацией. Ср. II XLIII 11—12.

6. Тогой. Toga (то́га). Верхняя одежда мужчин-граждан. Большой кусок белой шерстяной ткани, в который драпировались.

6. О «статусности» тоги ср. II XXIX 4; о тоге самого Марциала тж. ср. II XXIX 4, II XLIII 5—6, II LVIII 2, III XXXVI 9.

7. Парой... грошей. «Стандартная» стоимость дешевой проститутки — 1 и 2 асса. Сохранились серебряные и бронзовые монеты-жетоны с обозначениями типа «I A», «II A» — спинтрии (spinthria; жетоны для оплаты услуг публичного дома), где «A» значило «ass». Ср. I CIII 10.

7. Простую. Амбив. Plebeia: 1) бесхитростный, простой, без претензий; 2) плебейский, вышедший из народа. В (2): если ты способен отказаться от связей с аристократками, в которые «обязан» себя вовлекать в рамках своего «высокого социального статуса».

7. Венеру. Venus; Вене́ра. Божество латинского пантеона; в греческом пантеоне соответствует Ἀφροδίτη; Афроди́та. Богиня плодородия, вечной весны и жизни, красоты и любви, браков и родов. Позднее отождествлялась с греческой Афродитой как богиня телесной красоты, физической любви и влечения. По преданию, родилась из морской пены или из раковины. Мать Амура и Энея, отсюда, по официальной римской версии, родоначальница рода Юлиев. Атрибуты: голубь, заяц (как знак плодовитости); мак, мирт, роза.

7. Грошей. As (асс). Медная монета. Основная единица в денежных расчетах; появилась не позже 510—460 до н.э.; стандартная стоимость установилась ок. 250 до н.э. Все монеты в Риме затем представляли собой асс или разделенный, или умноженный на известное число; в том числе основные мелкие: унция (uncia) — 1/12 асса, секстант (sextans) — 1/6 асса, квадрант (quadrans) — 1/4 асса; крупные — сестерций (sestertius) — до 4 ассов, дупондий (dupondius) 12 ассов, серебряный денарий (denarius) — 16 ассов.

7. Завоюешь. Ирон.; если сможешь довольствоваться такими женщинами, которые «сдаются» даже за такие гроши. Ср. I CIII 10.

8. Спину пригнув. О самом дешевом жилье, располагавшемся на верхних этажах; как правило, на чердаке под скатами крыши, с низким потолком и дверямиср. у Ювенала. Марциал долгое время сам жил в подобном; ср. I CVIII 3, I CXVII 7; о «нормальном» жилье Марциала, о котором упоминает в Книгах IX и X, IX XVIII 2, IX XCVIII 7—9, X LVIII 9—10. ○ Ювенал, III 200—202:

Если с самых низов поднялась тревога у лестниц —
после всех погорит живущий под самою крышей,
где черепицы одни, где мирно несутся голубки...

10. Свободнее... чем повелитель парфян. Возможно, референция к утраченной поговорке со смыслом «свободный как парфянский царь». Персидские и парфянские цари называли себя «царями царей» (в частности Артабан III Парфянский), а парфяне долгим и успешным сопротивлением оставались неподвластны Риму.

10. Парфян. Parthi (парфя́не). Группа индоиранских племен. Область расселения — к югу и юго-востоку от совр. Каспийского моря.

Фет А. А.


Хочешь свободным ты стать? Но лжешь, Макси́м, ты не хочешь.
Ежели хочешь им стать, можешь с условьем таким —
будешь свободен, Максим, как ужинать бросишь вне дома,
ежели грозды из Вей жажду твою утолят,
5если над золотом блюд несчастного Цинны смеешься,
ежели тогой моей можешь доволен ты быть,
если два асса вручить плебейской ты сможешь Венере,
ежели выпрямясь в дом свой ты не можешь войти.
Если есть сила на то, и властен ты так над душою —
10можешь свободнее жить ты и владыки парфян.

Впервые: Фет А. А., «М. В. Марциала эпиграммы», М., 1891, ч. I.


LIII. Максиму.


10. Парфяне, никогда не покоренные римлянами.

Шатерников Н. А.


Хочешь свободным ты быть? О, ложь это, Максим, не хочешь.
Если же хочешь, то вот станешь свободным когда —
если не будешь желать постоянно в гостях наедаться,
если вейентским вином жажду свою утолишь,
5если над золотом ваз посмеешься, несчастием Цинны,
если довольно тебе тоги такой как моя,
если два асса платить ты сможешь в уплату за ласки,
если под крышу свою только согнувшись войдешь.
Раз это будет тебе нипочем, и пойдешь ты на это —
10будешь свободнее ты чем повелитель парфян.

Впервые: Шатерников Н. А., «Марциал. Избранные эпиграммы», М., 1937.

На сайте используется греческий шрифт


© Север Г. М., 2008—2016