МАРК ВАЛЕРИЙ МАРЦИАЛ • ПЕРЕВОДЫ И МАТЕРИАЛЫ
L. IL. IIL. IIIL. IVL. VL. VIL. VIIL. VIIIL. IXL. XL. XIL. XIIL. XIIIL. XIVL. DE SPECT.

epigrammaton l. xiv apophoreta clxxiii


CLXXII ←  → CLXXIV

Flectit ab inviso morientia lumina disco
Oebalius, Phoebi culpa dolorque, puer.

CLXXIII. Hyacinthus in tabula pictus.

Петровский Ф. А.


Гаснущий взор отвратил, умирая, от страшного диска
мальчик Эбалий — твоя, Феб, и печаль, и вина.

Впервые: Петровский Ф. А., «Марциал. Эпиграммы», М., 1968, с. 418.


173. Картина изображающая Гиацинта.

Север Г. М.


От ненавистного взор отводит тускнеющий диска
мальчик-Эбалий — твои, Феб, и печаль, и вина.

CLXXIII. Гиацинт писанный на картине.


О смерти Гиацинта от диска посланного Аполлоном см. XIV CLXIV. Изображение о котором в эпиграмме — очевидно копия картины Никия, оригинал которой был перевезен в Рим Августом при взятии Александрии. Ни́кий; IV в до н.э. — греческий художник; известен тем, что отказался продать Птолемею I (323—285 гг. до н.э.; царь Египта в 306—285) картину «Александр», несмотря на предложенную высокую цену в 60 талантов, и подарил ее Афинам. Tabella/tabula picta (букв. «разукрашенная табличка») — изображение на деревянной доске; гравированное, лепное, рисованное; основной способ/тип изображений «кабинетного» и «камерного» размера в античности; ср. примеры; тж. I CIX 18, 21—23, VII LXXXIV 2; IV XLVII 1, X XXXII 6, XI CII 4, XII LXIX 1, XIV CLXXXVI 2. ○ Плиний, XXXV XL:

<Антидот> в особенности прославился своим учеником Никием из Афин, который тщательнейше писал женщин, соблюдал свет и тени, и особенно заботился о том чтобы написанные изображения казались выступающими на картине. Произведения Никия: Немея, привезенная из Азии в Рим Силаном, которая была выставлена, как мы сказали, в Курии; также Отец-Либер, в храме Согласия; Гиацинт, которого цезарь Август, восхищенный им, увез с собой после взятия Александрии...

(Антидот. Антидо́т (IV в. до н.э.); греческий художник. Афин. Афины; город в Греции (совр. г. Афины в Греции). Немея. Здесь персонификация Немейских игр, символ победы на Немейских играх. Азии. Азия; часть света; включает Малую Азию, Переднюю Азию, Среднюю Азию; у римлян — преимущественно Малая Азия. Силаном. М. Ю́ний Сила́н Муре́на (I в. до н.э.); римский государственный деятель; проконсул в Азии 76 до н.э. Картину, как считается, привез из Пергама. Курии. Курия Юлия; сооружение в г. Рим; здание на Римском форуме; место заседаний Сената. Отец-Либер. Диони́с; божество греческого пантеона; бог производительных сил природы, растительности (в частности виноградарства, виноделия). Храме Согласия. Конкордии храм; храм в г. Рим; построен и посвящен Конкордии, богине согласия, как символ окончания разногласий между патрициями и плебеями в 367 до н.э. М. Фурием Камиллом. Расположен в сев.-зап. части Римского форума; сохранился подиум. Был своего рода музеем. Август. Г. Окта́вий Фури́н Октавиа́н А́вгуст, имп. Август (63 до н.э. —14); римский государственный деятель и военачальник; основатель Римской империи, император Рима (первый) в 27 до н.э. — 14. Александрии. Александрия; город в Египте (совр. г. Александрия в мухафазе Александрия Египта). Август взял Александрию и завоевал Египет в 30 до н.э.)

Проперций, I II 21—22:

Sed facies aderat, nullis obnoxia gemmis,
qualis Apelleis est color in tabulis...
Но этот лик/образ, не обязанный [своим качеством] никаким самоцветам,
был как Апеллесов цвет на картинах...

(Апеллесов. Апелле́с (370—306 до н.э.); греческий художник.)

Проперций, II III 41—42:

Si quis vult fama tabulas anteire vetustas,
hic dominam exemplo ponat in arte meam...
Если кто-то желает превзойти славу старинных картин,
пусть ставит образцом мастерства мою госпожу...

Светоний, «Божественный Август» LXXV:

Solebat et inaequalissimarum rerum sortes, et aversas tabularum picturas in convivio venditare, incertoque casu spem mercantium vel frustrari, vel explere...
Любил он также на пиру продавать гостям жребии на самые неравноценные предметы, или устраивать торг на картины повернутые лицом к стене — чтобы покупки то обманывали, то превосходили ожидания покупателей...

(Жребии. О застольных сатурнальных лотереях; ср. к XIV LV, XIV LXV, XIV CXLIV; XIV I 5, XIV XX 1, XIV CXXXI 2, XIV CLXX 1; Теренций, «Евнух» 583—584:

Virgo in conclavi sedet,
suspectans tabulam quamdam pictam...
Девушка сидит в покое,
созерцая какую-то картину...

Цицерон, «Брут, или о знаменитых ораторах» LXXV (261):

Adiungit illa oratoria ornamenta dicendi, tum videtur tamquam tabulas bene pictas collocare in bono lumine...
<Цезарь> добавляет к этим речам словесные украшения, [и] тогда кажется будто [он] сообщает хорошо нарисованным картинам благородный блеск...

(Цезарь. Г. Ю́лий Це́зарь (100—44 до н.э.); римский государственный деятель и военачальник; консул 59, 48, 46, 45, 44 до н.э.; диктатор 49, 48—47, 46—44, пожизненный диктатор с 44 до н.э; литератор.)

Цицерон, «О нахождении» II (1):

Is et ceteras complures tabulas pinxit, quarum nonnulla pars usque ad nostram memoriam propter fani religionem remansit...
Он написал и много других картин, немалая часть которых, благодаря почитанию храма, сохранилась на нашей памяти...

Цицерон, «О пределах блага и зла» V I (3):

Sum multum... in Epicuri hortis, quos modo praeteribamus; sed veteris proverbii admonitu vivorum memini; nec tamen Epicuri licet oblivisci... cuius imaginem non modo in tabulis nostri familiares, sed etiam in poculis, et in anulis habent...
Я частенько... бываю в садах Эпикура, мимо которых мы только что проходили; но, следуя старинной пословице, вспоминаю живых; хотя и об Эпикуре нельзя забывать... ибо ведь его изображение не только на картинах, но и на кубках, и на перстнях хранят все мои друзья...

(Эпикура. Эпику́р (342/341—271/270 до н.э.); греческий философ; основатель школы эпикуреизма. Садах Эпикура. «Сады Эпикура» в г. Афины, где с 306 до н.э. размещалась эпикурейская школа. Вспоминаю живых. Vivorum meminerimus, поговорка; букв. «живых запомним»; живым — живое; что было — то было. От одной из максим эпикуреизма — избегать пустых сожалений по невозможному вернуть. Согласно Эпикуру, мудрец не должен оплакивать умерших друзей, т.к., во-первых, смерть не есть зло, во-вторых, дружба есть не естественное чувство к другому, а только объединение людей ради взаимной пользы.)


2. Эбалий. Oebalius (Эбалов). Лакедемонский (спартанский); из Лакедемона (Спарты); поэт. эпитет по имени Эбала (О́йбал, Э́бал; царь Лакедемона (Спарты); дед Елены Прекрасной), в смысле «лакедемонский (спартанский) как происходящий от подданных Эбала». ○ Овидий, «Метаморфозы» XIII 394—395:

...А земля обагренная вскоре
алый цветок родила на зеленом стебле́, что когда-то
был уж из крови рожден излито́й эвбалийскою раной...

(Алый цветок. Гиацинт, названный по имени погибшего.)

2. Феб. Ἀπόλλων; Аполло́н. Божество греческого пантеона; бог света. Персонификация Солнца. Предводитель Муз, покровительствует искусствам. Предсказатель будущего, покровительствует оракулам. Врачеватель, очищает людей совершавших убийство. Один из наиболее почитаемых богов.

2. И печаль, и вина. Амбив. Culpa dolorque: Овидий, «Метаморфозы» X 196—203:

«Гибнешь, увы, Эбалид, обманутый юностью ранней!» —
Феб говорит. — «Эта рана твоя — мое преступленье.
Ты — моя скорбь, погублен ты мной; с моею десницей
смерть да свяжут твою; твоих похорон я виновник!
В чем же, однако, вина? Так, значит, виной называться
может игра? Так может виной и любовь называться?
О если б жизнь за тебя мне отдать, или жизни лишиться
вместе с тобой!..»

Фет А. А.


Свой умирающий взор от ненавистного диска
мальчик отвел Эбалид, Феба и скорбь, и вина.

Впервые: Фет А. А., «М. В. Марциала эпиграммы», М., 1891, ч. I.


CLXXIII. Гиацинт написанный на картине. (См. Овид. X 195). Август из завоеванной Александрии привез в Рим портрет Гиацинта, нарисованный Никеем, который ему очень понравился, и поэтому Тиберий поставил его в храме Августа.

На сайте используется греческий шрифт


© Север Г. М., 2008—2016