МАРК ВАЛЕРИЙ МАРЦИАЛ • ПЕРЕВОДЫ И МАТЕРИАЛЫ
L. IL. IIL. IIIL. IVL. VL. VIL. VIIL. VIIIL. IXL. XL. XIL. XIIL. XIIIL. XIVL. DE SPECT.

epigrammaton l. iii xix


XVIII ←  → XX

Proxima Centenis ostenditur ursa columnis,
exornant fictae qua platanona ferae.
Huius dum patulos alludens temptat hiatus
pulcher Hylas, teneram mersit in ora manum.
5Vipera sed caeco scelerata latebat in aere,
vivebatque anima deteriore fera.
Non sensit puer esse dolos – nisi dente recepto
dum perit. O facinus, falsa quod ursa fuit!

Петровский Ф. А.


Рядом с Сотней колонн изваянье медведицы видно,
там где фигуры зверей между платанов стоят.
Пасти ее глубину попытался измерить прелестный
Гил, и засунул, шутя, нежную руку туда.
5Но притаилась во тьме ее медного зева гадюка —
много свирепей она хищного зверя была.
Мальчик коварства не знал, пока не укушен был насмерть;
ложной медведицы пасть злее была чем живой.

Впервые: Петровский Ф. А., «Марциал. Эпиграммы», М., 1968, с. 91.

Север Г. М.


Около Сотни колонн медведицу можно увидеть,
где изваянья зверей красят платанов лесок.
Глотки медведицы глубь пытался измерить прелестный
Гил, и засунул, резвясь, руку ей нежную в пасть.
5В меди скрывалась глухой, однако, убийца-гадюка —
в звере ютилась душа много чернее своей.
Мальчик коварства не знал — покуда, укушен, не принял
гибель. Какое же зло! Лучше бы зверь был живой!

1. Сотни колонн. Vipsania porticus; Випса́ния портик (Europae porticus, Pollae porticus; Европы портик, Поллы портик). Портик в г. Рим. Строительство начато М. Випсанием Агриппой между 27 и 17 до н.э., продолжено его сестрой Поллой, завершено Августом к 7 до н.э. Располагался в центральной части Марсова поля, у пересечения Фламиниевой дороги и акведука Аква Вирго. В портике находилась «карта мира Агриппы» — карта всех известных римлянам территорий, гравированная на мраморе, законченная также после смерти Агриппы Августом. Тж. I CVIII 3, II XIV 9, IV XVIII 1, X LXXXVII 9.

2. Платанов лесок. О роще лавров и платанов у Портика Випсания тж. I CVIII 3. В роще были установлены бронзовые скульптуры-фигуры животных.

8. Лучше бы зверь был живой. Мальчик не стал бы совать руку ей в пасть, и медведица, вольно или невольно, не совершила бы никакого «зла».

Фет А. А.


Близко у Сотни колонн медведь появляется взору,
где изваянья зверей в роще платанов стоят.
Как в раскрытую пасть его, играя, проникнул
Гил-красавец — впустил нежную руку он вглубь.
5Но незримо в меди́ змея скрывалась злодейка,
и в животном еще низшая двигалась жизнь.
Тронутый зубом уже почувствовал мальчик засаду
при смерти. Злая судьба, что был поддельный медведь!

Впервые: Фет А. А., «М. В. Марциала эпиграммы», М., 1891, ч. I.


XIX. О змее в горле медведя.


1. Сотни колонн; портик Випсания Агриппы (см. I 108 3). Там среди зелени насажденных деревьев находились изваяния различных зверей.

8. Поддельный, а не действительный, который не причинил бы зла красавцу мальчику.

Шатерников Н. А.


Близко от Сотни колонн медведицу можно увидеть,
где изваянья зверей — рощи платанов краса.
Пасть глубока ль у нее разузнать шаловливый задумал
милый Гилас запустив нежную руку ей в рот.
5В медной же глотке змея ядовитая грозно таилась —
с худшей душою жила чем и у зверя она.
Мальчик обман разгадал, от змеиного зуба почуяв
жизни конец. О беда! Лучше бы зверь был живой.

Впервые: Шатерников Н. А., «Марциал. Избранные эпиграммы», М., 1937.


1. Близко от сотни колонн — см. II 14, ст. 9.

На сайте используется греческий шрифт


© Север Г. М., 2008—2016