МАРК ВАЛЕРИЙ МАРЦИАЛ • ПЕРЕВОДЫ И МАТЕРИАЛЫ
L. IL. IIL. IIIL. IVL. VL. VIL. VIIL. VIIIL. IXL. XL. XIL. XIIL. XIIIL. XIVL. DE SPECT.

epigrammaton l. ii xc


LXXXIX ←  → XCI

Quintiliane, vagae moderator summe iuventae,
gloria Romanae, Quintiliane, togae!
Vivere quod propero, pauper nec inutilis annis, –
da veniam; properat vivere nemo satis.
5Differat hoc patrios optat qui vincere census,
atriaque immodicis artat imaginibus;
me focus et nigros non indignantia fumos
tecta iuvant, et fons vivos, et herba rudis.
Sit mihi verna satur, sit non doctissima coniunx,
10sit nox cum somno, sit sine lite dies.

Петровский Ф. А.


Квинтилиан, ты глава наставников юношей шатких,
римской слава и честь тоги ты, Квинтилиан.
Если спешу я пожить, хоть и беден и лет мне немного,
ты извини, но ведь жизнь, как ни спеши, — коротка.
5Медлит пусть тот кто отцов состоянье жаждет умножить,
и набивает себе предками атриум свой.
Мне же по сердцу очаг, и не чуждый копоти черной
домик, источник живой, и незатейливый луг.
Будь домочадец мой сыт, будь супруга не слишком учена,
10ночью будь сон у меня, день без судебных хлопот.

Впервые: Петровский Ф. А., «Марциал. Эпиграммы», М., 1968, с. 83.


1. Квинтилиан Марк Фабий — знаменитый ритор и теоретик красноречия, современник Марциала.

6. Набивает... предками атриум. В атриуме родовитых римлян стояли, по обычаю, восковые фигуры предков.

Север Г. М.


Юношей, Квинтилиан, главнейший ты ветреных пастырь,
римской почет и краса тоги ты, Квинтилиан!
Если спешу я пожить, хоть беден и годен годами, —
ты уж прости; никому в жизни за ней не успеть
5Пусть не спешит кто отцов спешит превзойти достоянье,
ликами предков себе атрий без меры набив;
мне же отрадны очаг, и кров, не гнушается черной
копоти что, и родник, и неподстриженный луг.
Будь домочадец мой сыт, супруга не слишком учена,
10ночь с укрепляющим сном, день без судебных хлопот.

Квинтилиану. М. Фа́бий Квинтилиан — римский оратор; автор «Наставлений оратору», самого полного учебника ораторского искусства сохранившегося от античности. Земляк Марциала (родился в Испании, в г. Каллагурис; совр. г. Калаорра в автономном сообществ Риоха Испании); очевидно, ученик Кв. Реммия Палемона (II LXXXVI 11). У Марциала упоминается только здесь; возможно, устойчивых отношений (дружбы, клиентелы, и т.п.) между ним и Марциалом не было, и эпиграмма написана по следам «случайной» беседы, в которой была затронута тема эпиграммы.


1. Пастырь. Moderator (удерживающий в повиновении). С подтекстом о юношах как пока еще «безмозглых овцах», которых необходимо «выпасти». Очевидно, в ответ на использование термина самим Квинтилианом — сам Квинтилиан как такой «муж благочестьем и доблестью славный». «Серьезность» Квинтилиана, как антитеза анекдотичности, комедийности, шутовству, в т.ч. «ветрености» молодежи, очевидно, вошла в поговорку; ср. замечание у Ювенала. ○ Квинтилиан, «Наставления оратору» XII I (27):

An non talem quemdam videtur finxisse Vergilius, quem in seditione vulgi iam faces et saxa iaculantis moderatorem dedit:
tum pietate gravem ac meritis si forte virum quem
conspexere, silent arrectisque auribus adstant?
Не такой ли, какого, как кажется, представлял Вергилий — которого изобразил как удерживающего [в повиновении] волнующуюся толпу, когда полетели уже факелы и камни:
«Но лишь увидят, что муж, благочестьем и доблестью славный,
близится, — все обступают его и молча внимают...»

(Вергилий. П. Верги́лий Маро́н; римский поэт; один из Трех великих латинских поэтов (Вергилий, Гораций, Овидий). Фрагмент («Энеида» 148—163): «Так иногда начинается вдруг в толпе многолюдной // бунт, и безродная чернь, ослепленная гневом, мятется. // Факелы, камни летят, превращенные буйством в оружье; // но лишь увидят, что муж, благочестьем и доблестью славный, // близится — все обступают его и молча внимают // слову, что вмиг смягчает сердца и душами правит...»))

Ювенал, VI 75:

...Не жди чтоб влюбились в Квинтилиана...

(О женщинах готовых на все ради внимания актеров, мимов.)

2. Почет и краса. Амбив. Gloria: 1) слава, честь; 2) краса, украшение.

2. Тоги. Toga (то́га). Верхняя одежда мужчин-граждан. Большой кусок белой шерстяной ткани, в который драпировались.

3. Годен годами. Nec inutilis annis (и не в бесполезных/негодных [уже] годах). Подразумевается «беспомощная старость»; тж. XI LXXXI 3. Популярный эпитет; ср. у Вергилия. ○ Вергилий, «Энеида» II 647—648:

Iam pridem invisus divis et inutilis annos
demoror...
Слишком уж я зажился, ненавистный богам, бесполезный...

3. Я спешу пожить, хотя: 1) особенных средств чтобы «пожить» у меня нет; 2) передо мной еще долгая жизнь, умирать мне еще нескоро. В (2) сопоставлено с «ветреным юношеством» в ст. 1; Марциал в данный момент еще так молод, что может считаться «ветреным юношей», над которыми Квинтилиан имеет влияние; в т.ч. отсюда — извиняющееся, «уступительное» звучание дистиха.

3—4. Звучит «уступительно», с извинением на фоне референций к качествам Квинтилиана в ст. 1—2.

4. Ты уж прости. Da veniam (дай прощения). Просторечное выражение, противопоставлено образу «возвышенного, благородного» влияния Квинтилиана.

5. Достоянье. Census (ценз). 1) Оценка имущества римского гражданина, податная перепись имущества. На основании данных ценза каждый гражданин относился, по степени налогового обложения, к одной из 35 триб — административных/избирательных округов. 2) Внесенное в списки по оценке имущество; состояние, имущественное положение. Здесь в (2).

6. Ликами предков. Imagines maiorum. Восковые маски предков. Проносились на похоронах за умершим (либо надевались на лица родственниками, идущими в похоронной процессии за умершим), затем хранились в доме (обычно в атриуме, центральном помещении дома). Предки маски которых могли сохраняться в семействе должны были быть высшими магистратами (consul, консул; praetor, претор; censor, цензор); соответственно чем больше таких масок имелось в семействе, тем более знатным и почетным оно считалось. Семейства имевшие таким образом, по степени магистратуры предков, право демонстрировать imagines maiorum называлось nobilis (высокородный, знатный, родовитый); соответственно «иметь маски» (imagines habere) значило «быть высокородного происхождения; быть аристократом». Маски обычно располагались в атриуме, на стене или специальном стенде, часто в виде генеалогического древа; если предки были известными военачальниками, также на щитах вместе с какими-л. «наследственными» трофеями.

6. Атрий. Atrium (а́трий, а́триум). В древнеиталийском доме — центральное помещение, где был устроен очаг. В римском доме позднее — центральное парадное помещение, первое помещение за прихожей.

7. Очаг. Focus. Очаг-жертвенник в атриуме, около изображений ларов; отливался из бронзы. В восприятии римлянина — важнейший элемент дома, «домашнего очага», «домашнего уюта»; ср. I XLIX 27, I LV 8, III LVIII 22, IV LXVI 10, X XLVII 3; ср. у Горация. ○ Гораций, «Эподы» II 43—48:

Она на встречу мужу утомленному
в очаг подбросит хвороста,
загонит тучный скот в плетень, отправится
сосцы доить набухшие,
вина затем нальет из бочки свежего,
еду подаст домашнюю...

7—10. Ср. I XLIXI LVII XLVIIIX XLVII; ср. Горация, Эпод II 1—66.

8. Неподстриженный. Rudis (дикорастущий, необработанный). Обычный луг в обычной деревне, не «изысканно обработанный» газон на вилле или во внутреннем дворе городского дома.

9. Будь домочадец мой сыт. Пусть у меня дома будет комфортно и сытно; в т.ч: сытый раб значит порядок и общий достаток в доме; ср. в III LVIII. ○ Марциал, III LVIII 43—44:

Еда готова всем, и пьяные гости
не могут в сытых слугах возбудить зависть...

9. Домочадец. Verna. Раб родившийся и выросший в доме хозяина. Здесь как образ непритязательности; раб родившийся в доме — которого ни выбирают, за которого ни платят, которым тем более ни «рисуются».

9. Не слишком учена. Non doctissima. От «переобразованности» не потерявшая адекватность, остающаяся «нормальным человеком». С референцией к чрезмерному стремлению римских женщин, в частности из среды высшего класса, к «образованности», «учености», чрезмерному увлечению такими «модностями» как грамматика, риторика, философия. Эта «римская эмансипация» высмеивалась и подвергалась критике многими авторами; Марциал в общем присоединяется к критике, в плане неумеренности этого стремления. Ср. XI XIX; ср. у Ювенала, к II LXXXVI 11. ○ Ювенал, IV 434—441:

Впрочем, несноснее та что, едва за столом поместившись,
хвалит Вергилия, смерти Дидоны дает оправданье,
сопоставляет поэтов друг с другом — Марона на эту
чашку кладет, а сюда на весы полагает Гомера.
Риторы ей сражены, грамматики не возражают,
все вкруг нее молчат — ни юрист, ни глашатай не пикнут,
женщины даже молчат — такая тут сыплется куча
слов будто куча тазов столкнулась с колокольца́ми...

(Марона. Вергилия. Дидоны. Дидо́на; царица, основательница Карфагена. Возлюбленная Энея; совершила самосожжение после его отъезда. Гомера. Гоме́р; греческий поэт, сказитель; вероятный создатель эпических поэм «Илиада» и «Одиссея».)

10. Судебных хлопот. Lis. Судебное дело, судебный процесс, тяжба.

10. Ср. I XLIX 35, V XX 6, X XLVII 5, 11, XII LXVIII 5—6.

Тредиаковский В. К.


Квинтилиан, молодым в обучении крайний наставник,
слава ты ж<е> суда римского, Квинтилиан...

Тредиаковский В. К., «Разговор между чужестранным человеком и российским об ортографии...», СПб., 1748, с. 218.. Фрагм., ст. 1—2.

Фет А. А.


Квинтилиан, лучше всех молодежь умирять ты искусный,
римской тоге принес славу ты, Квинтилиан!
Что хоть беден, стремлюсь я к жизни в досужие годы —
ты прости мне, но всяк вдоволь стремится пожить.
5Пусть обождет кто затмить отцовский желает достаток,
слепками кто без числа атриум больше теснит.
Мне очаг мой и кров, не чуждый черного дыма,
милы, и ключ мой живой, и без убранства трава.
Был бы сыт мой слуга, будь жена не из самых ученых,
10ночь была бы со сном, был бы без тяжбы мой день.

Впервые: Фет А. А., «М. В. Марциала эпиграммы», М., 1891, ч. I.


ХС. Квинтилиану.


6. Атриум, передняя зала в доме, в которой стояли шкафы с восковыми слепками и бюстами предков. Там же принимались и клиенты.

Шатерников Н. А.


Квинтилиан! О юных голов верховный водитель,
тоги римской краса — выслушай, Квинтилиан!
В бедности жить я спешу и кое-чего достигаю;
что ж! Ведь никто не спешит в жизни как нужно спешить.
5Пусть не спешит кто хочет отцов умножать достоянье —
атрий без меры теснит изображеньями он.
Мне же приятны очаг и дом, не боящийся дыма,
мил мне источник живой, да неразделанный сад.
Пусть будет сытый слуга, и жена без учености важной,
10ночь с укрепляющим сном, день без судебных забот.

Впервые: Шатерников Н. А., «Марциал. Избранные эпиграммы», М., 1937.

На сайте используется греческий шрифт


© Север Г. М., 2008—2016