МАРК ВАЛЕРИЙ МАРЦИАЛ • ПЕРЕВОДЫ И МАТЕРИАЛЫ
L. IL. IIL. IIIL. IVL. VL. VIL. VIIL. VIIIL. IXL. XL. XIL. XIIL. XIIIL. XIVL. DE SPECT.

liber de spectaculis i


 → II

Barbara pyramidum sileat miracula Memphis, 8738
Assyrius iactet nec Babylona labor; 8739
nec Triviae templo molles laudentur Iones, 8740
dissimulet Delon cornibus ara frequens; 8741
5aere nec vacuo pendentia Mausolea 8742
laudibus inmodicis Cares in astra ferant. 8743
omnis Caesareo cedit labor amphitheatro, 8744
unum pro cunctis fama loquetur opus. 8745

Петровский Ф. А.


О чудесах пирамид пусть молчит Мемфис иноземный,
Ты, ассириец, оставь свой воспевать Вавилон;
Тривии храмом пускай иониец не хвалится нежный,
Пусть и алтарь из рогов Делос забудет теперь;
5Пусть и карийцы свой Мавзолей, висящий в эфире,
Меры не зная хвалам, не превозносят до звезд.
Сооружения все перед цезарским амфитеатром
Меркнут, и только его пусть величает молва.

Впервые: Петровский Ф. А., «Марциал. Эпиграммы», М., 1968.


Эта книга обычно называется «Книгой зрелищ», хотя название и не принадлежит самому Марциалу. Она написана в память открытия амфитеатра Флавиев (Колизея) в 80 г. н.э. и происходивших там уже при Домициане зрелищ. Марциал сравнивает Колизей с пятью из «Семи чудес света», упоминая египетские пирамиды, стены и сады Вавилона, храм Тривии (Дианы) в Эфесе, алтарь, сложенный Аполлоном из рогов убитых Дианою козлов, и огромный надгробный памятник на могиле царя Мавзола.

Север Г. М.


Мемфис, молчи, о своих чудесных, чужак, пирамидах.
Ты воспевать Вавилон свой, ассириец, оставь.
Нежному Тривии храм довольно хвалить ионийцу.
Делос, алтарь из рогов свой пресловутый забудь.
5Пусть Мавзолей, в пустоте висящий эфира, кариец,
меры не зная хвалам, не превозносит до звезд.
Всякий строителя труд уступит театру Владыки —
ныне его одного пусть воспевает молва.

См. изд. «Книга зрелищ»

Степанов В. Г.


Пусть этот варварский Мемфис молчит о своих пирамидах,
глуп для Ассирии труд — славить везде Вавилон;
хвастаться храмом Дианы не стоит распутным эфесцам;
Делос забудет пускай жертвенник, полный рогов;
5да и карийцам не дело парящим своим мавзолеям,
меры не зная, хвалу прямо до звезд возносить.
Все это амфитеатру, что Цезарь поставил, уступит —
только о нем и должна распространяться молва.

Степанов В. Г., «Римская мозаика», Псков, 2008, стр. 52


Ст. 1. Варварский. Обычное в античности именование всего иноземного.

Ст. 1. Мемфис. Древнейшая столица Нижнего Египта на западном берегу Нила, где находились знаменитые пирамиды.

Ст. 2. Вавилон. Город Вавилон находился в Ассирии (Месопотамия) на реке Евфрат. Прославился в древности своими стенами и башнями культового назначения и так называемыми «висячими садами», ошибочно приписываемыми царице Семирамиде (IX в. до н.э.).

Ст. 3. Храмом Дианы. Иначе Храм Артемиды в Эфесе, ионийском городе на западном побережье М. Азии. Сожженный в 356 г. до н.э. эфесцем Геростратом и вскоре восстановленный, был причислен к «семи чудесам света».

Ст. 4. Делос. Остров в Эгейском море, известный своим храмом и жертвенником Аполлона (по преданию на Делосе родились Аполлон и Артемида).

Ст. 4. Жертвенник, полный рогов. Алтарь, сложенный Аполлоном из рогов коз, убитых Артемидой.

Ст. 5. Мавзолеям. Множественное число употреблено в ироническом смысле; имеется в виду монументальная усыпальница царя Карии Мавсола в городе.

Ст. 7. Все это. Марциал назвал пять из «семи чудес света», не упомянув статую Зевса в Олимпии и статую Гелиоса на о. Родос («колосс родосский»).

Ст. 7. Что Цезарь поставил. После обожествления Гая Юлия Цезаря и Октавиана Августа имя «Цезарь» стало отождествляться с понятием «император» и превратилось в титул, который принимали все римские императоры.

Фет А. А.


О чудесах пирамид Мемфис пусть варварский смолкнет,
И ассирийским трудом не возносись, Вавилон;
Тривии храмом пускай ионийцы средь нас не кичатся,
И алтарем из рогов больше не чванься, Делос;
5В воздухе средь пустоты мавзолеев висящих карийцы
Пусть безмерной хвалой не превозносят до звезд.
Всякий смиряется труд пред цезарским амфитеатром,
Слава созданье одно пусть поминает за все.

Впервые: Фет А. А., «М. В. Марциала эпиграммы», М., 1891, ч. I.


I. О цезарском амфитеатре. Придержавшись издания Gиlbert’a, мы должны бы, согласно латинскому подлиннику, ограничиться одними номерами эпиграмм без пpocтaвлeния их заглавий, хотя таковые находятся в других изданиях латинского текста, например, Лемера. Но так как главною целью нашей было не наиболее безукоризненное в филологическом смысле издание Марциала, а наибольшая помощь читателю в деле понимания нашего автора, то мы решились выставить заглавия над переводами, причем сразу ясно, о чем идет речь. На это отчасти уполномочивает нас сам автор, говоря в XIII кн. 3 эп. 6 ст.: «Свойственные имена ты вещей из заглавий получишь».


2. Ассирийским трудом, намек на Ассирийскую Семирамиду, строительницу Вавилона.

3. Тривия, Диaнa. В Ионии, в Эфесе, находился знаменитый храм Дианы, считавшийся в числе чудес света. Ионийцы славились своею изнеженностью.

4. Делос один из Цикладских островов в Эгейском море, место рождения Дианы и Аполлона, с великолепным храмом, в котором кроме статуи Аполлона находился алтарь, сложенный Аполлоном из рогов всех убитых Дианою диких козлов.

5. В Карии, малоазиатской стране, супругою царя Мавзола Артемизиею был в Галикарнассе воздвигнут столь великолепный надгробный памятник мавзолей, что он считался в числи семи чудес свита.

7. Амфитеатр Флавия или Тита или Колоссей, названный по колоссу солнца, основанный Веспасианом и оконченный Титом. Овальная сцена в 562 фута длины и 466 ширины для зрелищ и звериных боев между холмами: Палатином, Эсквилином и Целием.

На сайте используется греческий шрифт


© Север Г. М., 2008—2016