МАРК ВАЛЕРИЙ МАРЦИАЛ • ПЕРЕВОДЫ И МАТЕРИАЛЫ
L. IL. IIL. IIIL. IVL. VL. VIL. VIIL. VIIIL. IXL. XL. XIL. XIIL. XIIIL. XIVL. DE SPECT.

epigrammaton l. i lxxviii


LXXVII ←  → LXXIX

Indignas premeret pestis cum tabida fauces, 519
inque ipsos vultus serperet atra lues, 520
siccis ipse genis, flentes hortatus amicos, 521
decrevit Stygios Festus adire lacus. 522
5Nec tamen obscuro pia polluit ora veneno, 523
aut torsit lenta tristia fata fame – 524
sanctam Romana vitam sed morte peregit 525
dimisitque animam nobiliore rogo. 526
Hanc mortem fatis magni praeferre Catonis 527
10fama potest – huius Caesar amicus erat. 528

Петровский Ф. А.


Схваченный злою чумой за свое неповинное горло,
только лишь черная хворь подобралася к лицу,
сам, без единой слезы, утешая друзей огорченных,
принял решение Фест к Стикса озерам уйти.
5Не осквернил он, однако же, уст своих тайной отравой,
и не замучил себя голодом медленным он.
Нет, безупречную жизнь пресек он римскою смертью,
и отпустил он путем доблестным душу свою.
Эту кончину его Катона великого смерти
10может молва предпочесть – цезарь был другом ему.

Впервые: Петровский Ф. А., «Марциал. Эпиграммы», М., 1968, с. 49.


4. Стикс – река текущая из Океана в подземный мир – царство смерти.

Север Г. М.


Смертная горло когда безвинное порча пронзила,
даже на лике самом черной расползшись чумой,
сам без единой слезы, друзей ободряя рыдавших,
принял решение Фест к водам стигийским сойти.
5Праведных уст не сквернил он скрытной, однако, отравой,
горькой судьбы не допрял медленным голодом нить –
благочестивую жизнь он смертью по-римски окончил –
душу свою отпустить путь благородней нашел.
Эту взнести над судьбой великого может Катона
10слава достойную смерть – цезарь был другом ему.

1. Безвинное. Indignus. Что Фест не заслуживает такой участи подчеркнуто в 5 (pia ora; благочестивые, добродетельные, праведные уста) и в 7 (sancta vita; безупречная, непорочная, чистая жизнь).

4. К водам стигийским. К водам р. Стикс. Стикс (Στύξ) – одна из пяти рек протекавших в Аиде, подземном царстве.

4. К водам стигийским сойти. Спуститься в Аид, подземное царство; т.е. умереть.

5. Уст не сквернил. Nec... polluit ora. Смерть от яда считалась недостойной; в частности потому, что применялась при наказании за богохульство (один из примеров – смерть Сократа, который в 399 до н.э. был обвинен в богохульстве и развращении юношества, приговорен к смертной казни, и принял чашу яда.

5. Скрытной. Obscurus. Незаметно отбирающей силы и умерщвляющей постепенно.

4–6. Отравление ядом и умерщвление голодом считались «безболезненными» видами смерти; после смерти М. Катона Младшего Утического, в частности, – «недостойными» подлинного римлянина. Приводятся в противопоставление самоубийству мечом; см. 7.

6. Допрял... нить. Torsere. Зд. свивать, скручивать, сплетать. Не «скоротал судьбу»; от образа нитей жизни, которые прядут Парки (Parcae), богини судьбы: Но́на (Nona) тянет пряжу, прядя нить человеческой жизни; Де́цима (Decima) наматывает кудель на веретено, распределяя судьбу; Мо́рта (Morta) перерезает нить, заканчивая жизнь человека.

7. Смертью по-римски. Смертью от меча. Самые известные примеры: Лукреция (Lucretia) – заколола себя на глазах мужа после того как была изнасилована Секстом Тарквинием, сыном царя Тарквиния Гордого; М. Юний Брут (M. Iunius Brutus) – убийца Г. Юлия Цезаря, заколол себя после поражения во втором сражении при Филиппах 23 октября 42; М. Порций Катон Утический (см. 9) – враг Г. Юлия Цезаря, заколол себя при вести о победе Цезаря при Тапее.

8. Путь. Амбив. Rogus: 1) костер, в частности погребальный (см. к I I, 5–6); 2) гибель, истребление, уничтожение (поэт.).

9. Катона. Като́н Мла́дший (Ути́ческий), По́рций М. (Cato Minor (Uticensis), Porcius M.; 96–46 до н.э.). Римский государственный деятель. Правнук М. Порция Катона Старшего (Цензора). Известен как сторонник республиканских идей, лидер аристократии в Сенате, принципиальный противник Г. Юлия Цезаря; философ-стоик, образец строгих нравов. После самоубийства в осажденной Цезарем г. Утика стал символом защитников республиканского строя.

9. Катона. Смерть Катона, как «образцовая» с точки зрения «подлинного» римлянина, в латинской литературе для сравнений и уподоблений привлекается весьма часто; его самоубийство, в числе прочего, хорошо согласовывалось с положениями «подлинно римской» стоической философии (приверженцем которой Катон, естественно, был). После самоубийства Катона в Риме долгое время держалась «мода» на такое самоубийство в среде видных римлян; это было, в частности, актуально в середине I в., когда многие пострадали от репрессий со стороны власти. Ср. I VIII, 1; I XLII, 4.

10. Цезарь. Домициан.

10. Цезарь был другом ему. 1) Будучи другом такого великого человека как Домициан Фест не мог поступить иначе, выбрать смерть недостойную такой дружбы. 2) Великие люди (Домициан) выбирают себе в друзья великих людей (Фест).

Фет А. А.


Как разрушая вошла в неповинное горло зараза,
в самое даже лицо страшною язвой ползя,
сам, со щеками без слез, рыдавших друзей утешая,
Фест к Стигийским сойти постановил озера́м.
5Темным ядом меж тем честны́х своих уст не сквернил он,
и не замучил себя голодом грустным в конец,
но безупречную жизнь он римскою смертью окончил,
и, чтоб душе низойти, путь благородней сыскал.
Эту смерть предпочесть Катона великого року
10слава может вполне – цезарь был другом его.

Впервые: Фет А. А., «М. В. Марциала эпиграммы», М., 1891, ч. I, с. 77.


LXXVIII. О Фесте.


1. Разрушительная зараза, быть может рак.

7. Римскою смертью от меча, подобно Катону Утическому, врагу Юлия Цезаря, пронзившему себя при вести о победе Цезаря при Тапее.

На сайте используется греческий шрифт


© Север Г. М., 2008–2016