«Гермес», Пг., 1910, № 7, с. 199—200.
Впервые: Петровский Ф. А., «Марциал. Эпиграммы», М., 1968, с. 36.
Север Г. М., «Марциал, Эпиграммы, Книга I», Toronto, 2018, с. 21.
К Фидентину тж. I XXXVIII, I LIII, I LXXII. Серия эпиграмм к Фидентину отражает положение дел с авторским правом. В Риме право интеллектуальной собственности отсутствовало (на что Марциал неоднократно жалуется; напр. XI III). Возможность зарабатывать (и стяжать профессиональную славу) за счет чужого письма в Риме, таким образом, не ограничивалась. Поэтический и музыкальный таланты у древних считались даром богов, который эксплуатировать коммерчески было nefas (грешно, нечестиво). Поэты, музыканты были высшей кастой, в которой на любую коммерцию существовало негласное табу. Обязанность содержать эту касту возлагалась на «сильных мира сего». (Главные примеры — Варий, Вергилий, Гораций, покровительствуемые Меценатом; Вергилий, например, владел 10 миллионами сестерциев ex liberalitatibus amicorum (по подношениям друзей), в то время как ценз сенатора составлял 1,2 миллиона.) Ни у греков, ни у римлян вопрос о каких-либо роялти, подлежащих выплате автору с копий, не ставился сам по себе. Соответственно система обращения книг в Риме отсутствовала. Автор продавал свои книги в одной-двух-трех лавках, разделяя выручку с книготорговцем. Марциал продавался у Секунда, лавка которого находилась на рынке Паллады около форума Веспасиана (см. к I II). Ко 2-й половине I в. отношение к поэзии потеряло сакральность (следствием чего можно считать оформление художественной прозы как жанра в современном понимании; например, появление «Сатирикона» Петрония). Каждый купивший книгу мог, наняв переписчиков, устроить свое маленькое предприятие. Традиция обязательного меценатства за сто лет минувших с конца I в. до н.э. почти угасла; даже известнейшим авторам конца I в. приходилось жить за счет патронов и подношений-пожертвований. Это обстоятельство во многом объясняет чрезмерную лесть Марциала Домициану (который к ней был болезненно неравнодушен), таким неоднозначным лицам как Регул (см. к I XII), и пр. Марциал, в числе прочих, всю жизнь состоит клиентом и живет за счет расположенных к нему влиятельных лиц («дачки», «домики», «кусочки земли» упоминающиеся в его текстах — подарки патронов). Маленький «Фидентинов» цикл также предполагает, что ко времени выхода Книги I Марциал уже был известен и популярен, и давно являлся объектом прямого и косвенного плагиата (ср. к I I 1). ○ Марциал, VI LXXXVII:
Боги тебе воздадут заслуженно, Цезарь, — и сам ты.
Боги за службу и мне — Цезарь, и сам ты — дадут.
(Цезарь. Домициан.)
Марциал, XI III 5—6:
Наши стихи, говорят, читают в Британии дальней
(толку-то: мой кошелек тощий не знает о том)...
(Британии. Провинция Рима; на терр. совр. Англии и Уэльса Великобритании.)
4. Марциал, II XX:
Павел скупает стихи и всем за свои преподносит —
да, что купил ты назвать можешь по праву своим.
Впервые: Фет А. А., «М. В. Марциала эпиграммы», М., 1891, ч. I, с. 45.
XXIX. Фидентину плагиарию.
Впервые: Шатерников Н. А., «Марциал. Избранные эпиграммы», М., 1937.
На сайте используется греческий шрифт
© Север Г. М., 2008—2016